Вы впервые в студии звукозаписи – подготовьтесь правильно

Запись в студии

Запись в студии

Здравствуйте, друзья. Многим коллективам в наше время предлагают выступать под «плюсовку», то есть под уже записанную музыку, а самим уделить больше внимания «театральному мастерству». Да и самим звукооператорам так намного проще – включил готовую запись и пусть что хотят, то и делают на сцене. У меня все звучит хорошо. А если нехорошо – так это «плюсовка» плохая и я ничего не могу сделать! Знакомая ситуация? Причем нужны как фонограммы для солистов, так и для различных ансамблей. Ну, вот представьте себе, что вы нашли человека, который выполнит такую работу и запишет вам фонограмму (плюсовочку). Имейте ввиду, что цена будет здесь  исходить от мастерства звукорежиссера, от оборудования на котором будет производиться сама запись и от помещения, в котором и будет происходить этот увлекательный процесс.

Мне иногда приходится бывать и по ту сторону «операторского окна», и по другую. Как это понять? Все просто – я и сам играю в нескольких коллективах, и нам иногда приходится делать записи, и иногда мне приходится и самому записывать небольшие коллективы и солистов. Я не буду очень глубоко углубляться в суть этого вопроса. Техническую его часть вообще затрагивать не буду, а расскажу об элементарных понятиях поведения во время записи, что позволит вам получать удовольствие от нахождения в студии звукозаписи. Совсем недавно мне приходилось записывать одну небольшую группу, я бы сказал ансамбль молодых ребят. Они наполовину самоучки и «сколотили» группу, пользуются популярностью среди ровесников. Можете во время прочтения статьи представить свой коллектив, как бы вы вели себя во время записи.

Я бы назвал эту статью еще так: «Как сэкономить время, деньги и нервы во время записи в студии».

 

 

Первое. Начните с выбора песен. Да, именно так! Если вы собрались записать одну песню – то вопрос отпадает сам собой, но если вам нужно записать «что-нибудь» из своего репертуара – то позаботьтесь об этом заранее. Определитесь, какие песни вы будете записывать. Этот простой совет может сэкономить уйму времени и не даст повода для споров при выборе песен уже в самой студии. Иначе превратите в цирк процесс записи с самого порога. Определитесь с  тональностью песни заранее. Этот совет для тех, кто в зависимости от четных или нечетных дней календаря может менять тональности в песнях. Это замечательно, но не в студии. Даже если вы пришли просто сами спеть под «минусовку» — определитесь, под какой вариант будете петь. Не нужно просить оператора: — А давайте еще под эту попробуем. Понятное дело, что если вы платите – то сидите в студии хоть днями, у этой статьи другая цель – помочь вам не тратить физические и финансовые ресурсы попусту.

 

Второе. Темп. Во время репетиции коллектива обязательно вычислите темп в количестве ударов в минуту. Если вы сами это не сможете сделать, то попросите помощи у знающих людей. Перед записью в студии играйте в выбранном темпе. Тут секрет вот в чем – хорошо отрепетированные песни обычно начинают звучать быстрее нужного темпа из-за легкости исполнения, а недоученные или недавно взятые в репертуар могут звучать медленнее нужного темпа. Поэтому, чтобы не пришлось заново переписывать, определите точный темп. Это еще полезно, когда на записи присутствуют не все участники ансамбля. Иногда в один заход записывается ритм-партии, потом педали и подголоски и в последнюю очередь вокальные партии. А бывает так, что  во время сведения появляется необходимость перезаписи какой-то партии. Поэтому не выбрасывайте из внимания этот вопрос! Если вы записываете как бы «концертное» исполнение, когда все партии записывается сразу в реальном звучании, темп должен быть таким, чтобы солист хорошо проговаривал текст песни, иначе на записи не будет четкости и вам придется «гонять с начала» свой коллектив очень долго.

 

Третье. Текст песни. Не ленитесь и напечатайте его удобным шрифтом на бумагу. Не надо пытаться его читать из своего планшета или телефона – это отвлекает. Бывает такое, что люди просто забывают текст или не успевают его выучить. Недавно я записывал замечательных бабушек. Ансамбль состоял из 10 бабулек и дедушки-баяниста. Так вот они пришли красивые такие, взволнованные, поддерживали друг друга шутками, но к микрофонам страх как боялись подойти. Короче говоря разволновались так, что и текст подзабыли. Я им говорю — достаньте, мол, текст и во время записи подглядывайте. – А что так можно??? А я пол ночи учила, боялась сбиться. Пришлось, конечно, попить чайку пока они с текстом разбирались. Это же касается и солистов. Распечатанный текст можно поставить на пюпитр и пусть себе спокойненько стоит. А то представьте себе, что вы споете, самую лучшую в своей жизни, ноту «соль-диез», а текст смажете – обидно будет, поверьте мне!

 

Четвертое. Предварительная запись. Запишите на любой носитель свою репетицию. Тут сразу можно откормить двух зайцев. Первое: это услышать (увидеть) себя со стороны. Часто бывает так, что человек играя «забвенно» свою партию совершенно не обращает внимания на партии других. На записи можно это заметить и исправить. Очень полезно поиграть без барабанов и проверить правильность аккордов и играемых нот. Второе: дать запись человеку, который будет вас записывать. Сделать это нужно за несколько дней до самой записи. И если оператор «с головой» он обязательно посмотрит хоть пару минут на вашу запись и для себя определит стратегию записи вашего коллектива и подготовит ценные советы для вас, по улучшению качества исполнения материала во время записи.

 

Пятое. Иллюстраторы. Бывает и так, что иногда приходится просить помощи у других. Например, в ваш коллектив приглашен для записи какой-то партии профессиональный музыкант. Или вы не можете исполнить самостоятельно какие-то партии. Или для усиления, или по еще каким-то причинам вы будете задействовать людей, не относящихся к вашему коллективу – обязательно напомните им, что для вас очень важна эта запись, и к ней нужно хорошо подготовиться. Почему я об этом тоже пишу? Я не хочу обидеть никого, но иногда люди с большим опытом, с замечательными музыкальными способностями просто игнорируют элементарную подготовку. У профессионалов все ведь и так хорошо получается. И пусть это «хорошо» не совсем профессионально, но зато лучше если бы вы сами исполняли. То есть вы приглашаете специалиста, оплачиваете его труд, а он только во время записи начинает знакомиться с тем, что ему предстоит исполнить. Поэтому таким людям нужно обязательно «вежливо напоминать».

 

И самое главное. Будьте счастливы во время записи. Испытывайте только положительные эмоции. Иначе музыка просто не зазвучит. Вы же понимаете, что даже если вы запишите живые инструменты и «живьем» споете, то на сцене это будет все равно «неживое» исполнение. Поэтому хоть во время записи добавьте в музыку больше эмоций, представляйте себе картинки с ваших выступлений, усиливайте ощущение «поддержки зала». Представьте себе все что угодно. Займите максимально удобное положение для себя. О положении микрофонов, проводов и всего остального – это не ваша забота. В перерывах между записями обязательно отдыхайте.

Если мои советы кому-нибудь будут полезны – я буду очень рад.

Напишите в комментариях, приходилось ли вам участвовать в процессе записи на студии звукозаписи.

Введите ваш e-mail: *
Ваше имя*

Похожие уроки можете посмотреть здесь:

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Написать мне:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *