НАЧИНАЕМ В ЧЕТЫРЕ

 

Начинаем в четыре

Начинаем в четыре

4-х – 5 — летнему возрасту детей соответствуют свои характеристики мышления, воображения, психики, физиологии и т.д.

Многие дети в 4 года только начинают знакомиться с цифрами и буквами. Движения руки уже сформированы, хотя ещё недостаточно скоординированы. Действия детей скованные, неточные, а зрительный контроль за направлением движения сведён до минимума. Их внимание на начальном этапе обучения  сосредоточен на одном элементе.

Стандартный учебник для подготовительного класса 4-х летним детям не совсем подходит. Он изобилует массой музыкальных знаков, обозначений. На одном нотном листе помещается от 4 до 6 пьес с множеством мелких линеек и нотных строчек. Вся эта чёрная, безликая, схематично – знаковая масса не воспринимается сознанием 4- 5 летнего  ребёнка, не может быть для него интересной и доставлять удовольствие.

Чтобы привлечь внимание, вызвать любопытство и интерес юного скрипача, избавить его от переутомления и равнодушия — использован лист форматом А-9,в центре которого горизонтально расположен 1 нотный стан, иногда 2 для одной пьесы или 2 пьес.

Использован очень  крупный масштаб нотного стана: высота – 8 см, ширина между линейками 2 см, что позволяет различать маленькому ученику ноты и линейки.

Сознательно упущены, «отменены» знаки – символы: скрипичный  ключ, размер, тактовая черта, штили-хвостики, обозначение длительностей и т.д. Весь этот набор нотной записи не входит в мир существования человека пятого года жизни, поэтому не понятен и по значению и по содержанию. Даже такая маленькая музыкальная строка, сама структура схемы нотного стана не укладывается в мышлении малыша.

MUZYKA_10MUZYKA_15

Выбрано символическое решение данной проблемы – замена общепринятой музыкальной записи на понятные обозначения для детского восприятия. На листе в структуре 1 – 2 пьес  использованы: яркие рисунки, большие цветные кружки – ноты, стихи. Здесь начинающий  музыкант видит привычные узнаваемые образы людей, игрушки, вещи, предметы, природный, сказочный и животный мир. Так же мир эмоций и игры, естественный для каждого ребёнка. Здесь заложена игровая ситуация, ролевая игра, игра – импровизация, погружение ребёнка в ситуацию зрителя, слушателя, актёра или собеседника, это придаёт занятию с 4-х летним учеником динамичность, интригующую загадочность. Опосредованный характер сообщаемой информации малышу способствует её активному усвоению, эмоционально переживается и прочнее запоминается.

Чтобы в тексте «ожили» знаки возле каждой ноты или вместо неё — помещён определённый образ, цветная картинка человека, животного, игрушки, предмета и т.д.

Это даёт возможность использовать на уроке различные настоящие игрушки для изучения пьес. Их применение – это «путь к душе ребёнка», одно из средств доверительного общения. Дети по своему желанию часто приносят на специальность своих домашних «любимцев» и с удовольствием сами «включают» их в действие. Они начинают «проходить» текст вместе с куклой, что вносит в урок момент творчества, будит в юном музыканте способность к осмыслению содержания музыкального образа. Игрушка помогает прочувствовать ребёнку «боль» и радость живых существ и т.п. Игрушки, от имени педагога, могут исправлять, безобидно критиковать, направлять, подсказывать.

Вступая с ребёнком в диалог, куклы раскрепощают маленького исполнителя, помогают высказать своё суждение, личное отношение к увиденному им.

Учебным «орудием» в занятиях с малышами являются цвета. В  методическом пособии чёрные ноты теряют свою окраску и приобретают «радостные» цвета – красный, жёлтый, зелёный и синий. По теории цветоведения —  благодаря цвету, дети испытывают радость и чувство удовлетворения от своего труда. Каждый из 4-х цветов закреплён за «своей» нотой. Они выполняют вторую задачу – работают на усвоение специальных знаний. Благодаря 4 цветам начинающий скрипач запоминает точное местонахождение 4-х нот – ми, ля, ре, соль на линейках нотного стана. Рисование, аппликация — любимые  детские занятия. Процесс создания рисунка приближается у малышей к игре. На каждом уроке ученикам предлагается самим наклеивать ноты, картинки на свой лист, рисовать карандашами, фломастерами. Дети от своих действий с изобразительными материалами получают удовольствие, но и незаметно постепенно усваивают специальные знания о нотной грамоте. Каждую пьесу на листе сопровождает  стихотворный текст. Слоги расположены под нотами, что помогает осмыслению звукового образа.

MUZYKA_26

Особо решена задача знакомства ученика с ритмом. Штили в учебнике почти отсутствуют. Возникает вопрос: как дети без них знакомятся с длительностями и осваивают простые ритмы? Ответ:  маленький размер кружка ноты, картинки, слога предполагает восьмую длительность, а крупный размер – четвертную длительность.  Это решение хорошо выполняет функцию знакомства и усвоения ребёнком простых  музыкальных ритмов.

Немаловажен поэтапный подход к решению задач по обучению начинающих. Здесь использованы понятные для ребёнка символы и рисунки, что позднее позволяет понемногу  вводить нотные знаки и обозначения. Они в необходимом значительном количестве появятся на следующем этапе обучения, когда маленький скрипач получит первоначальный объём знаний и навыков, когда наступит время знакомить его с грифом скрипки и постановкой пальцев на струны.

По вопросам приобретения этого замечательного издания пишите по этому адресу:  Abrazame2008@yandex.ru (Татьяна).

В учебно-методическом пособии «Начинаем в четыре»  71 пьеса. Все они направлены на знакомство с открытыми струнами скрипки начиная с 1,2,3,4-х и более нот. В пьесах даётся понятие о коротких и длинных нотах и нескольких простых  музыкальных ритмах.

Два первых листа пособия предлагают преподавателю вместе с учеником «построить» музыкальный дом и «поселить» в него малыша, его семью, нотки, скрипочку,   оформить каждую «комнату», познакомиться с линейками, с протяженностью нотного стана слева — направо, с делением на такты. Материал подбирается к уроку дома заранее – фотографии, картинки, нотки и прочее.

В 1 такте предложите ребёнку поместить скрипку и фортепиано, остальные «жители» занимают «такты — комнаты» по выбору малыша. Чтобы в доме не поселилась Злая Молчунья – пауза —  подарите каждой «комнате» по одной нотке. Приклеивать всё ученик должен сам, окажите помощь, если потребуется. Научите его «закрывать двери» после каждой «комнаты — такта» / проводить сверху вниз тактовую черту/.

№1 -7. –На этих пьесах объясните ученику, где находится верхняя, средняя и нижняя   части нотного стана. «Истории в картинках» специально связаны с понятной ребёнку высотой. В №1 – ветки дерева и их плоды. Наклеивая ноты или плоды,  ученик постепенно усвоит, где находятся нижние, средние и верхние линейки.

№2 – Шарики, улетая вместе с нотками, наглядно объяснят расположение линеек нотного    стана.

№3 – 4. – Движение листьев сверху вниз и полёт бабочек  направлены на ту же цель.

№5. – Развесьте футболки Кенгурёнка на линейках – верёвочках по расположению 4 нот  на нотоносце.

Научите играть ребёнка на этих пьесах щипком по одной ноте, поднимая и опуская на 4 точки локоть правой руки в пространстве.

№8 -15. –  Исполните по две нотки на каждой струне. Спойте с названием нот и со словами. Обыграйте каждую сценку с игрушками.

№11. – Сыграйте эту пьеску кроме струны «ми» на струнах «ля»  и «ре». Рассыпьте «корм для птичек» между линеек, наклейте нотки, «попрыгайте» разными звуками.

№14. – Раздайте роли. Исполните на 2-х скрипках — учитель-ученик.

№16 – 17. – Сыграть по 3 нотки. В №17- в дополнение наклейте бананы и ноты на «ля» и «соль».

№18 – 24. – В этих пьесах 4 ноты. Следите за ровным исполнением ритма и точным количеством звуков. № 19 – предложите ученику воспользоваться карандашами и раскрасить дорожки, где находятся ноты, в этот цвет. № 20 –сыграйте, как написано в нотах, спойте со словами и звуками. После этого учитель играет 4 ноты на любой струне – ученик отгадывает, чей это голос:  Вани, Пети и т.д.  Потом поменяйтесь ролями. №23 – исполните на разных струнах.

№25 – 28 . – Здесь встретятся в каждой пьесе по 6 нот. №25 – «побегайте» с мышками по дорожкам- «ля», «ре», «соль». Можно наклеить ноты. № 26 –«проквакайте» с лягушками нотками «ля», «ми».

№29 – 33. – 8нот в каждой из этих пьес потребует от ребёнка терпения, точного количественного счёта, ровности исполнения.

№ 34 – 59 . – Предлагаются пьесы с простыми ритмами.

В дополнении возможно исполнение на разных струнах щипком и смычком.

№60 – 66 . – Эти пьесы построены на другом ритме. Вначале длинная нота, затем две коротких.

Все пьесы пособия постепенно подготавливают ученика к следующему этапу –  постановке  пальцев на грифе.

Такие пьесы как: «Вышла курочка», «Ёлочка», «Петя и Дружок», «Полечка», «Мой конёк» — дают возможность выступать на концертах в школе, дома и др. площадках, а так же в составе младшего и старшего ансамбля скрипачей.

Три ученицы нашей школы, проучившись по учебно-методическому пособию «Начинаем в четыре» и, получив опыт ансамблевой игры, в составе детского скрипичного ансамбля школы искусств г. Первоуральска выступили на двух крупных концертах: «Красная пасха» в ДК «Горняк»  и на концерте в ДК НТЗ, посвященном 55-летнему юбилею школы искусств /см. фото в конце пособия/.

Желаем творческих успехов преподавателям, юным скрипачам и их родителям!

По вопросам приобретения этого замечательного издания пишите по этому адресу:  Abrazame2008@yandex.ru (Татьяна).

Введите ваш e-mail: *
Ваше имя*

Похожие уроки можете посмотреть здесь:

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Написать мне:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *