Как относиться к критике зрителей

Критика

Критика

Здравствуйте, дорогой читатель моего блога. Сегодня хотелось бы порассуждать о критике зрителей. Часто, выступая с некоторыми коллективами, я стал замечать, что некоторые участники коллективов очень сильно переживают о том, что скажут о них, о репертуаре, стиле, внешнем виде, качестве выступления и т.д. А если в первых рядах сидит профессионал в качестве зрителя, то начинается полнейшая паника:

— А что он подумает?

— А что он скажет?

— Ведь он может сыграть намного лучше меня.

— А если я сделаю ошибку?

Знакомо? Вот так часто бывает. А бывает так, что человек сам из себя ничего не значит, но всем видом показывает свое безразличие к твоему выступлению. Неподготовленный морально артист/исполнитель сможет допускать ошибки в тех местах, где их никогда не делал. Может потерять контроль над своими эмоциями и вообще провалить выступление. И что? Все потраченное время на репетиции впустую? Вот и приходится как-то бороться с этим.

Я тоже задался этим вопросом и полистал некоторую литературу. Попробую собрать это все в логическую последовательность и предоставить вам  для будущего применения.

 

Нас критикуют

Без такого понятия «критика» вообще не бывает творчества. Ведь вы все равно покажете свою работу, а вас будут «оценивать». Хорошо, или плохо, или вообще безразлично, но будут. Критиковали всех и всегда: музыкантов, поэтов, художников, царей и президентов. Оказывается – это нормально. И никуда не спрячешься от такой «нормальности». Критика, как и сами «критики», тоже бывает разной. Наша цель сделать ее максимально полезной для себя.

Для любого выступающего очень важно:

  1. Просто не бояться критики как таковой, ведь она была, есть и будет, а относиться к ней, как к чему-то само собой разумеющемуся.
  2. Разобраться КТО, ЗА ЧТО и КАК тебя критикует.
  3. Понять причину. Т.е. зачем кому-то понадобилось вас критиковать, какая цель этим преследуется.

 

Кто нас критикует

Давайте мысленно представим два портрета критиков:

  1. Настоящий профессионал в том же виде творчества, в котором работаете и вы. Он объективно высказывает свою точку зрения, но скуп на советы, а если к нему обратиться с просьбой – обязательно поможет и поделится своим опытом и мастерством.
  2. Специалист, который разбирается в теме не лучше вас. Говорит убедительно и с умным выражением лица, говорит он только то, как нельзя или как не стоит делать. Обращает внимание только на ваши слабые места, при этом красуясь собой и «смакуя» свою речь. Он считает себя настоящим «гуру», знатоком во всех вопросах, но сам ничего достойного не сделал, чем бы можно было привлечь внимание. Такой «умник» старается выглядеть еще умнее, громко вас обсуждает (скорее всего, привлекая внимание остальных), хотя на самом деле выглядит, мягко говоря, нелепо.

Совет здесь один – отнеситесь к такому критику только с улыбкой и пониманием его проблемы. Он только «греет воздух». И все! Неужели вы разрешите подобному человеку помешать вашим личным планам? Почему от боязни его высказываний вы должны портить себе настроение и карьеру? Это того не стоит.

Критика

Критика

 

Как нас критикуют

Понятное дело, что критика, представленная в первом варианте более привлекательна. Чаще всего человек, который многого добился в жизни своим трудом, имеющий внушительный багаж знаний и полезных связей, достаточно скромен и доброжелателен. Это авторитетный человек. С его мнением считаются. У таких людей, говорят, каждое слово – на вес золота. От такого человека редко можно услышать негативную критику, такие люди даже замечания редко делают. Ему свойственнее вас похвалить от чистого сердца и минимум – вовсе промолчать. И если он действительно начал критиковать – радуйтесь, значит, ему есть что вам сказать. К сожалению таких критиков очень мало. Критика по делу – очень полезна!

Второй вариант обсуждать не хочется. Тут, я думаю, все понятно.

Лично мне не нравится публичная критика, критика при всех. Мне кажется, что если у вас появляется желание дать совет другому человеку, для начала нужно обязательно его спросить: — а нуждается ли он в этом?

 

Зачем нас критикуют

Если вас критикуют во всеуслышание, то это нужно больше тому, кто это делает, чем вам. Зачем ему это нужно? Скорее всего, для того, чтобы его услышали, показать, что он тоже в этом «соображает», а вовсе не для того, чтобы вам помочь. Можно назвать это «критикой с высокой колокольни». Очень многим не хватает признания, поэтому нужно чтобы такового было меньше и у других. Музыканты критикуют музыкантов, поэты – поэтов и т.д.

Обычному зрителю ваше творчество может очень нравиться, просто нравиться или не нравиться вовсе.

 

Теперь критикуем мы

Но ведь иногда приходится  высказывать свое мнение. Мы ведь тоже кого-то обсуждаем, критикуем. Мы так же являемся и зрителями других талантов. Может быть, некоторым даже интересно наше мнение. Так как же сделать это максимально корректно?

Главное правило и то, с чего нужно начинать любое обсуждение:

НИКОГДА НЕ КРИТИКУЙТЕ, НЕ ПОХВАЛИВ

Бывает так, что и начать не с чего. Найдите положительный момент выступления и начинайте хвалить. Приведите какой-нибудь пример, и далее разговор пойдет. Ведь все люди болезненно реагируют на критику. Критикуя, никогда не переходите на личности. Личная жизнь и выступление на сцене – совершенно разные вещи. Выступая с критикой в чей-то адрес, мы все равно раним человеческое самолюбие. Все ведь хотят слышать о себе только хорошее.

Можно применить еще такую формулу: «чем меньше время непосредственно после выступления и вашими высказываниями, тем больше положительного вы должны сказать». Что из этого следует? Сразу после выступления/представления человек находится в некоторой «горячке», в этот момент он особо уязвим. Лучше вообще промолчать, чем высказать что-то невнятное или оскорбительное для него. А далее немного проходит времени, исполнитель «приходит в себя», сам анализирует свои ошибки и теперь он более спокойно сможет выдержать критику. А если пройдет день-другой, тогда и вовсе можно вести с ним полноценный разговор по поводу его выступления.

 

Вместо заключения

КРИТИКА НЕ ПОВОД ДЛЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Если вас критикуют, значит к вашему творчеству небезразличны, а это уже хорошо. Делаем анализ, выводы, составляем цели – и вперед!

Ошибки не совершает тот, кто ничего не делает.

Безделье осуждают, а дела обсуждают.

Люди, работающие по 8 часов в день, не смогут понять тех, кто кропотливо трудится по нескольку часов над каждой нотой и фразой, у которых нет выходных и праздников.

Даже друзья могут вас обвинить в наличии «звездной болезни» из-за отсутствия с ними общих целей.

Зато у вас есть любимое занятие. Значит вы счастливый человек. И повода для переживаний нет.

Дорогие друзья. Напишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу. Может и у вас есть действенный способ.

С уважением, Николай Кирилин.

Введите ваш e-mail: *
Ваше имя*

Похожие уроки можете посмотреть здесь:

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Написать мне:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *