Что такое сюита

Сюита

Сюита

Сюита (от франц. Suite — последовательность, ряд,) — вид циклической музыкальной формы, которая содержит в себе отдельные контрастирующие части, при этом их объединяет общий замысел.

 

Это многочастный цикл, в который входят самостоятельные, контрастные между собой пьесы, которые имеют общую художественную идею. Бывает, что слово «сюита» композиторы заменяют на слово «партита», которое также весьма распространено.

 

Главными отличиями сюиты от сонат и симфоний является то, что каждая из ее частей самостоятельна, нет такой строгости, закономерности в соотношениях этих частей. Слово «сюита» появилось во 2-ой половине XVII в. благодаря французским композиторам. Сюиты XVII — XVIII вв. были танцевального жанра; оркестровые сюиты, которые уже не были танцевальными стали писать в XIX в. (наиболее известные сюиты – это «Картинки с выставки» Мусоргского, «Шахерезада» Римского-Корсакова).

 

В конце 17 в. в Германии части этой музыкальной формы приобрели точную последовательность:

сначала шла Allemande, затем следовала Courante, после нее Sarabande, и в заключении Gigue

 

Характерной чертой сюиты является изобразительность свойственная живописи, она также имеет тесную связь с танцем и песней. Часто сюиты используют музыку из балета, оперы, театральной постановки. Два особенных вида сюиты – это хоровая и вокальная.

 

Во время зарождения сюиты — в конце эпохи Ренессанса использовалось сочетание двух танцев, один из которых был медленным, важным (к примеру, павана), а другой был оживленным (как гальярда). Затем это превратилось в четырехчастный цикл. Немецкий композитор И. Я. Фробергеру (1616–1667 гг.) создал инструментальную танцевальную сюиту: аллеманду умеренного темпа двудольного размера – изысканную куранту – жигу – размеренную сарабанду.

 

Первой в истории появилась старинная танцевальная сюита, она была написана для одного инструмента или для оркестра. Сначала она состояла из двух танцев: величавой паваны и быстрой гальярды. Они исполнялись одна за другой, так появились первые старинные инструментальные сюиты, которые больше всего были распространены во второй половине XVII столетия — первой половине XVIII. Классический вид сюита приобрела в произведениях написанных австрийским композитором И. Я. Фробергером. В ее основе лежали 4 танца, которые отличались по своему характеру : аллеманда, сарабанда, куранта, жига. Затем композиторы использовали в сюите и иные танцы, которые выбирали свободно. Это мог быть: менуэт, полонез, пассакалья, ригодон, чакона и пр. Иногда в сюите появлялись не танцевальные пьесы —прелюдии, арии, токкаты, увертюры. Так, общее число номеров  сюита не устанавливала. Более значимыми становились средства, позволяющие объединять отдельные пьесы в общий цикл, к примеру контрасты метра, темпов, ритма.

 

В качестве жанра сюита начала развиваться испытывая влияние оперы и балета. Она стала сочетать в себе новые танцы и части песен в духе арии; появились сюиты, в которые входили оркестровые фрагменты произведений музыкально-театрального типа. Важной составляющей сюиты была французская увертюра, начало которой включала в себя медленное торжественное начало и быстрый фугированный конец. В определенных случаях словом «увертюра» заменяли слово «сюита» в названиях произведений; использовались и такие синонимы как «партита» у Баха и «ордр» («порядок») у Куперена.

 

Пик развития этого жанра наблюдается в произведениях И. С. Баха, который использует в своих сюитах (для клавир, оркестра, виолончели, скрипки) особеное чувство, которое задевает и придает его пьесам индивидуальный и неповторимый стиль, воплощает их в некое единое целое, что даже изменяет жанр, добавляет новые оттенки выражения музыки, которые спрятаны в простые танцевальные формы, и в основе цикла сюит («Чакона» из партиты ре минор).

 

В середине 1700 гг. сюита и соната представляли собой единое целое, и само слово уже не использовалось, вместе с тем структура сюиты по прежнему присутствовала в серенаде, дивертисменте и иных жанрах. Термин «сюита» снова стали употреблять в конце XIX века, и он, как и прежде, обозначал собрание инструментальных частей балета (сюита из Щелкунчика Чайковского), оперы (сюита из Кармен Бизе), музыки написанной к драматическим пьесам (сюита Пер Гюнт Грига к драме Ибсена). Другие композиторы стали писать отдельные программные сюиты, как к примеру, Шехеразада Римского-Корсакова написанная по сказкам Востока.

 

Композиторы XIX-XX веков, сохраняя основные характерные черты жанра: контрастность частей, цикличность построения и т. д., представили его в ином образе. Танцевальность перестала быть принципиальной чертой. В сюите стали использовать различный музыкальный материал, зачастую содержание сюиты зависило от программы. При этом танцевальная музыка остается в сюите, в то же время в ней появляются новые танцы, к примеру «Кукольный кэк-уок» в сюите К. Дебюсси «Детский уголок». Также создаются сюиты, которые используют музыку к балетам («Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева), театральным постановкам («Пер Гюнт» Э. Грига), операм («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова). В середине XX века сюиты начинают также вбирать в себя музыку к кинофильмам («Гамлет» Д. Д. Шостаковича).

 

Вокально-симфонические сюиты с музыкой используется слово («Зимний костер» Прокофьева). Некоторые композиторы называют определенные вокальные циклы вокальными сюитами («Шесть стихотворений М. Цветаевой» Шостаковича).

А вы знаете что такое токката? ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ.

Введите ваш e-mail: *
Ваше имя*

Похожие уроки можете посмотреть здесь:

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Написать мне:

Один комментарий на “Что такое сюита

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *