Что такое скерцо

Скерцо

Скерцо

Скерцо (ит. scherzo «шутка») – произведение написанное в шутливой форме, это может быть часть квартета, симфонии, сонаты или самостоятельная музыкальная пьеса написанная в живом, стремительном темпе, в которой присутствуют остро характерные ритмические и гармонические обороты. Такое произведение имеет трёхдольный размер.

 

В музыке XVI -XVII веков это могла быть небольшая инструментальная композиция. Такое название давали канцонеттам (песенкам) предназначенных для исполнения  одним или несколькими певцами, в которых присутствовали шутливые стихи.

 

Такого рода скерцо писали А. Брунелли, К. Монтеверди, Б. Ма-рини. В начале XVII века слово «скерцо» обозначало также пьесы для разных инструментов, каприччо (инструментальная пьеса написанная в свободной форме, с блестящем виртуозном стилем) в которых присутствовала причудливая смена настроений и эпизодов.

 

Писали такие пьесы И. Шенк, А. Троило. Веселые пьесы-шутки могли быть также частью инструментальной сюиты. Такого вида скерцо имеется в многочастном произведении И. С. Баха типа сюиты в партите № 3 для клавира.

 

С конца XVIII до начала XIX вв скерцо стало занимать прочное место в сонате и симфонии, заменив собой менуэт, но также развивалось в качестве самостоятельного жанра. С этого времени его можно встретить во многих традиционных симфониях в средней части (не в начале или в конце).

 

Скерцо входит как обязательная часть в четырехчастный сонатно-симфонический цикл — симфонию, квартет, сонату и пр. Это веселая и быстрая, пьеса написанная в размере две четверти или четыре четверти. Юморноой, озорной, и даже шаловливый  скерцо придает пьесе некую неожиданность, внезапно сменяются музыкальные образы, появляется острый ритмический рисунок, иногда он  причудлив, а иногда забавен и прост, но всегда имеет четкие акценты.

 

В скерцо всегда присутствует характерная активность движения, это  стремительная, танцевальная композиция.

 

Скрецо может воплощать как шутливые так и лирические, а также драматические, фантастические и даже зловещие образы. В цикле сонат и симфоний скерцо заменило собой менуэт, который являлся обязательной до этого часть произведения. Это произошло не сразу, менуэт постепенно превращался в скерцо. В качестве обозначения одной из частей музыкального произведения слово «скерцо» впервые было использовано Й. Гайдном в т.н. «Русских квартетах». Слово «скерцо» использовано в названиях предпоследних «менуэтных» частях циклов Бетховена, начиная со второй симфонии скерцо твердо занимает место менуэта и превращается в обязательную часть симфонического произведения (иногда оно записывается как третья, реже как вторая часть). Известные мастера скерцо сонатно-симфонического цикла — Ф. Мендельсон, Ф. Шуберт, А. Брукнер, в русских музыкальных произведениях — это П. И. Чайковский, А. П. Бородин, А. К. Глазунов. Знаменитые образцы скерцо времен советской симфонической музыки — С. С. Прокофьев, Н. Я- Мясковский, Д. Д. Шостакович.

 

В многочисленных скерцо присутствует множество различных оттенков музыкального юмора. Был создан комплекс приемов, который позволял передавать такие замыслы: шутливые переливания мотивов, которые сменяли регистры или даже инструменты, различные неожиданности, когда обычные явления представлялись в необычном, странном свете или же с неким изломом, смещением.

 

Скерцо начинает плодотворно развиваться и отдельно от сонатно-симфонического цикла. К наивысшим достижениям можно отнести 4 скерцо Шопена, которые по своему содержанию шире и серьёзнее чем обычное скерцозное.

 

В XIX веке, в эпоху романтизма, появился самостоятельный жанр одночастной пьесы, который получил название скерцо. Особую известность приобрели 4 скерцо для фортепьяно Ф. Шопена, которые являются настоящими драматическими поэмами, где используется чередование остро драматических эпизодов со светлыми и лирическими. Скерцо для фортепьяно писали И. Брамс, Р. Шуман, Чайковский, М. А. Балакирев. Скерцо сочиняли как для фортепьяно и других отдельных инструментов, так и для оркестра. Скрецо для оркестра писали Мендельсон (скерцо из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»), М. П. Мусоргский, П. Дюка (скерцо «Ученик чародея»), И. Ф. Стравинский («Фантастическое скерцо»), А. К. Лядов и другие.

А вы знаете что такое Партитура? ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ!

Введите ваш e-mail: *
Ваше имя*

Похожие уроки можете посмотреть здесь:

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Написать мне:

Один комментарий на “Что такое скерцо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *