Что такое инвенция

Инвенция

Инвенция

Cлово «инвенцио» на латыни означает «изобретение», «выдумка». Такого рода подзаголовок (или название) композиторы XVII—XVIII веков использовали для своих пьес с присутствием разной сложности приемов изложения, разработки и развития музыки. Этим словом не обозначается какая-то специальная музыкальная форма имеющая свои характерные признаки. Это слово, означающее на латыни «изобретение» (inventio), И. С. Бах использовал для обозначения небольших полифонических пьес, которые он писал для своих учеников. Их можно было назвать своеобразными упражнениями, которые требовались для освоения приемов игры сложных полифонических произведений, как например — фуг. Название для таких пьес композитор подбирал очень точно, т.к. в его инвенциях есть выдумки, остроумные сочетания и чередования голосов. Инвенции Баха исполняют как начинающие музыканты, так и опытные. В изданиях цикл пьес Баха, двух- и трехголосных называется инвенцией. Но строго говоря, это название следует относить только к двухголосным пьесам, а трехголосные пьесы композитор называет симфонией.

Инвенции Баха являются полифоническими пьесами, которые написаны в двух- или трехчастной форме античного типа. Тем не менее они по своему строению и характеру очень разнообразны. Некоторые из них близки по форме к фуге или фугетте, зачастую их отличает лишь то, что в самом начале тема не является одноголосной, а ее сопровождает свободный голос; другие более напоминают  прелюдии, вокально-инструментальные арии, дуэты, старинные танцы.

Инвенция Баха все время использует имитации, иногда канонов, двойного контрапункта. Многие инвенции написаны так, что тему сразу сопровождает контр тема, поэтому композитору может при их повторении использовать вертикальные перестановки. Бах также применяет и прочие полифонические приемы, к примеру обращение тем или частей тем. Если какая-то тема при повторении проходит в обращении, а вторая остается неизменной, (Бах. «Инвенция ре минор»), то появляется неполно обратимый контрапункт (в обратимом контрапункте обращаются все сочетающиеся одновременно голоса). В двухголосной инвенции № 11 вторую тему Бах сделал не просто обращенной, она также «запаздывает» на пол такта в сравнении с первоначальной комбинацией. Этот прием носит название горизонтально-подвижного контрапункта, при этом темы взаимно сдвигаются по горизонтали. Музыка инвенции красива и выразительна и тем самым привлекает к себе внимание слушателей, сложность полифонии труднр заметить.

Но инвенции являются не только упражнениями. Они представляют собой яркие и насыщенные художественные произведения, при этом каждое такое произведение имеет свое настроение. Бах полагал, что его инвенции помогут молодым музыкантам исполнять и сочинять музыку. Так Бах определяет в предисловии к инвенции  назначение инвенций: «Чистосердечное руководство, которое помогает тем, кто  любит клавирное искусство и особенно желают ему научиться, чисто исполнять двухголосные композиции, а также с уверенностью обращаться и с трехголосными… при этом у них вырабатывается певучая манера игры, а также они получают большую предрасположенность к композиции…»

В наши дни инвенция по прежнему сохраняет свое значение. Ее можно встретить в опере «Воццек», написанной австрийским композитором А. Бергом, в фортепьянных циклах, к примеру в «Инвенциях для органа» Б. И. Тищенко, «Полифонической тетради» Р. К. Щедрина.

Введите ваш e-mail: *
Ваше имя*

Похожие уроки можете посмотреть здесь:

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Написать мне:

Один комментарий на “Что такое инвенция

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *